Во-первых, эмиграция была демонстратвным шагом, напроправленным против господствующего режима. Господствующая идеология объявляла СССР раем на земле, а весь окружающий мир- адом. Эмигрант, который "ногами" публично голосовал против этого, якобы, рая, за, якобы, ад, этим самым своим действием убедительно опрговергал казенную идеологию. Бросал вызов режиму.
Во-вторых, эмигрант уезжал навсегда, прощался навеки с друзьями и родственниками, с родными местами, сжигал мосты. Ехал эмигрант в неизвестный ему мир с жалкими 300 долларами, которые совок ему зазрешил взять с собой. В случае отказа ему в эмиграции, он обрекал себя на жизнь в полицейском государстве с клеймом нелояльного гражданина .
Весь этот пафос бесследно выветрился в наши дни, когда люди ездят туда- сюда, живут там, где они могут найти лучше оплачиваемую работу или, если есть деньги, покупают себе недвижимость, где заблагорассудится и проводят там столько времени сколько хотят. Никакой необратимости и драмы с этим не связано. Все это исключительно их личное дело лишенное всякой общественной значимости.
В этом контексте, советский эмигрантский пафос статьи Мостовой выглядит нелепостью, смешной каррикатурой. У людей в голове живет советская матрица абсолютно неуместная и, потому, клоунская в существующих реалиях.