Украина и украинская тема 4 года назад раскололи всех и всё - кого только можно и кого нельзя.
Раскололись многие семьи внутри Украины.
Раскололись родственники, живущие одновременно в России и Украине.
Раскололись влюбленные и супруги.
Раскололось общество в России - на крымнашистов и нет.
Раскололся даже западный мир - на тех, кто радикально осуждает действия РФ, и тех, кто сквозь пальцы или даже втайне сочувствует.
Раскололся, страшно сказать, еврейский мир - на тех, кто за Киев, и тех, кто за Кремль.
Теперь же из-за Украины раскалывается православный мир (ну или откол большой части от православного мира). (Раскол начался еще в 2016 году - вокруг Всеправославного Собора.)
Украина стала темой, которая настолько серьезно выявила и поляризовала фундаментальные онтологические и морально-нравственные ценности во всемирном масштабе, что вот уже 4-й год продолжается серьезная рефлексия по поводу сложнейших вопросов современности и будущего. Ведь мир определяется не со своим отношением к России и Украине, не со своим отношением к Путину и Порошенко, а со своим отношением к фундаментальнейшим основам бытия, к той самой черепахе огромной и ко слонам, стоящим на ее спине, которые держат Землю.
Вот неожиданное развитие темы: Грузинская православная церковь мягко поддерживала РПЦ, что можно понять - она в той или иной степени весьма уязвима в связи с абхазской проблематикой, ключи от которой - у Москвы. Но вот теперь и грузинский патриарх делает вот такие заявления.