emiliozk (emiliozk) wrote,
emiliozk
emiliozk

Category:

Выборы в Раду. Расклад.

В Конституции Украины закреплён статус парламентско-президентской республики. Поэтому, несмотря на огромную важность выборов президента, парламент остаётся главным органом управления страной. Соответственно, дуализм власти, заложенный в Конституции, является скорее благом, нежели проблемой. Так как парламентский контроль за исполнительной властью (большинство граждан вообще не в курсе, что её возглавляет премьер, а не президент) остаётся главным инструментом системы checks and balances. На практике это означает, что обществу выгодно, чтобы у избранного президента не было монополии на законодательную вертикаль. Так, избрав сбалансированный парламент, который по состоянию на 2014 год отражал срез общества, избиратели по партийной системе отдали первенство не БПП, а партии Народный фронт, которая в итоге и сформировала вместе с БПП и тремя другими фракциями первое парламентское большинство после Революции достоинства. Это в итоге дало возможность сформировать первое из двух правительств Арсения Яценюка, которое начало необходимые стране реформы.
Аналогично, после крайних выборов президента, наиболее выгодным для страны сценарием будет ситуация, при которой у новоизбранного президента будет крупное представительство в Верховной Раде, но не дающее ему монополии на ситуацию в парламенте.
С учетом того, что рейтинг Владимира Зеленского как мозаика состоит из голосов многих партий (Оппоблок, Батькивщина и др.), они будут максимально заинтересованы сделать электоральный comeback на парламентских выборах, вернув свои «исконные» голоса. Для этого им придётся стать как минимум в жесткую оппозицию к новому президенту. Вариант попутничества с Зеленским обернётся для них неминуемой потерей голосов, которые в таком случае станут добычей Слуги народа.
С учётом того, что «медовый месяц» избирателя Зеленского не сможет продлиться дольше полугода, рейтинг Слуги народа неминуемо претерпит коррекцию в сторону уменьшения от нынешних 25%. Роль национально-демократической оппозиции останется за идеологически перезагруженными БПП-Солидарность и Народным фронтом. БПП ждёт перезаливка лиц как минимум на 50%. НФ, который закрепил статус самой дисциплинированной и последовательной парламентской силы, также иметь высокие шансы вновь зайти в ВР, самостоятельно или в альянсе с другими игроками (Гройсман, Кличко).
Кроме них, должна быть разрешена дилемма с двумя Оппоблоками. Ахметову и Компании предстоит решить, стоит ли штурмовать вершину самостоятельно или в кооперации со старым соратником Бойко. Точно в парламенте будет представлена Батькивщина Юлии Тимошенко, правда её рейтинги будут серьёзно потрепаны третьим местом на президентских выборах. Тут также предстоит диллема - идти самостоятельно или в кооперации с enfant terrible Олегом Ляшко, который сам наверняка не пройдёт, но может отобрать у Тимошенко жизненно важные голоса. Ещё есть сидящие в засаде Игорь Смешко и Анатолий Гриценко, которые также могут идти как двумя, так и одной колонной. Это не исключает также появления других перспективных темных лошадок. Но пока их не видно, на сегодня это весь список возможных партий, представленных в парламенте. Во всех сценариях партии новоизбранного президента придётся вести круговую оборону, так как сильных союзников у неё пока не предвидится, зато врагов на старте хоть отбавляй. Даже при первом приближении очевидно, что монополии у Слуги народа не случится. С учётом персональных характеристик Зеленского, маятник власти неминуемо качнется в сторону парламента (и как следствие, правительства, роль премьера ещё больше возрастёт в ущерб президенту). А значит, борьба за него будет очень жестокая.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments