emiliozk (emiliozk) wrote,
emiliozk
emiliozk

ПРО ПІЛОТОВАНУ КОСМОНАВТИКУ

ПРО ПІЛОТОВАНУ КОСМОНАВТИКУ
Шановна пані Oksana Repinska попросила мене розказати про участь України в пілотованій космонавтиці, що я і роблю. Я не буду тут говорити про Кондратюка і давню історію, хоча і маю медаль Кондратюка з номером з однієї цифри. Я також не говоритиму про космічну науку, біологію і медицину на борту пілотованих кораблів. Я знаю, що внесок українських вчених був дуже значним, але хай про це розкажуть професіонали. Я говоритиму про сучасність з боку індустрії, і буду вдячний за доповнення. Далі російською, так мені зручніше з ряду причин.
В СССР у военных была поговорка:
Янгель работает на нас,
Королев работает на ТАСС,
Челомей работает в унитаз.
Так сложилось, из песни слова не выкинешь. Янгель это КБЮ и ЮМЗ, Королев – НПО Энергия, а Челомей – НПО им.Хруничевва. У нас в Днепре создавалось то, что называлось ракетно-ядерный щит Родины, а в Москве делали все остальное. Было еще две фирмы – МИТ (Надирадзе), в Москве, и в Миассе, на Южном Урале, фирма Макеева. МИТ тесно сотрудничал с КБЮ по твердотопливным ракетам, и использовал многие украинские технологии. Макеев занимался ракетами для атомных подводных лодок, и тоже сотрудничал с КБЮ. Кстати, последняя советская ракета для АПЛ использовала южмашевские ступени. Именно поэтому после распада СССР Россия была вынуждена законсервировать гигантские подводные крейсера проекта “Тайфун” (Проект 941), т-к поставки ступеней прекратились, не по украинской, кстати, вине. По состоянию на конец 1980-х СССР, усилиями КБЮ и ЮМЗ прежде всего, опережал США в стратегических ракетных вооружениях, что и позволило получить вполне сносные условия прекращения гонки вооружений и выхода из Холодной Войны.
Все пять ракетных фирм соревновались за госконтракты, но и привлекались к работам друг друга при необходимости. Соответственно, предприятия Украины участвовали и в пилотируемой программе СССР, а потом и РФ. В частности, Харьковский Хартрон (Электроприбор) разрабатывал систему управления сверхтяжелой ракеты «Энергия», и челнока «Буран», при чем "Буран" остается единственным пилотируемым кораблем в истории, который выполнил орбитальный полет в полностью автоматическом режиме, включая и возвращение и посадку. Хартрон же разрабатывал архитектуру системы управления Международной Космической Станции (МКС), и разработал и изготовил систему управления базового модуля «Заря» (ФГБ) МКС. Система до сих пор работает как часы.
Киевский Радиозавод много лет выпускал систему «Курс», которая обеспечивала стыковку в космосе, и работала точно и качественно на МКС, станции «Мир», и кораблях «Прогресс». Харьковский же Коммунар выпускал системы управления для российских «Союзов» и «Протонов», и для нашего «Зенита». «Союз» возит космонавтов на орбиту уже пол столетия, а «Протон» был основной рабочей лошадкой при строительстве станций «Мир» и МКС.
КБЮ и ЮМЗ, конечно же, тоже не остались в стороне. На хорошо известных фото ракеты «Энергия» с «Бураном» видны 4 боковых ускорителя. Это изделия Южмаша, на основе которых (как первой ступени) была создана ракета «Зенит-2», примерно вдвое более мощная, чем «Союз». Планировалось всю пилотируемую космонавтику перевести на «Зенит», но «Союзу» повезло — развалился СССР. Кстати, на тех же картинках видно гофрированную секцию в верхней части ускорителей. Это парашютная секция. Ступени проектировались как возвращаемые, за 30 лет до "Фалькона-9" Илона Маска, когда Маск еще ходил в школу в Южной Африке. Ранее КБЮ так же отвечало за лунный посадочный модуль в советской лунной программе. Модуль разработали, изготовили и протестировали. Наверное, его и сейчас можно посмотреть в Днепре, если, конечно, его еще не продали.
Но это не все. Космос был некоммерческим до конца Холодной Войны. В начале 1990х открылись новые возможности, и пионером в коммерциализации космоса был наш украинец и мой близкий друг и бизнес партнер Илья Осадчук. Именно он первый разместил рекламы на борту ракет космонавтов, а в те голодные годы это было большим подспорьем. Многие, наверное, помнят, телемосты со станцией «Мир», и первого космического туриста Денниса Тито. Это тоже работа Ильи.
Ну и не забудем о том, что «космические корабли» «Академик Королев» и «Юрий Гагарин», обеспечивавшие полеты космонавтов, базировались в Одессе, а связь обеспечивал Евпаторийский центр дальней космической связи. Все уникальное тяжелое оборудование, установщики, и т. д. для Байконура (да и Плесецка), без которого ни один старт был невозможен - это тоже Украина, Ново-Краматорский Машзавод, и Азовмаш. И как все помнят, на старт космонавты ехали на львовском автобусе. Это очень краткий очерк, я наверняка что-то забыл, и что-то просто не знаю. Буду благодарен за дополнения и поправки.
Subscribe

  • Яблука Симиренка

    Скарби України 15 ч. · Яблука Симиренка У ніч з 17 на 18 вересня 1938 р. розстріляний 47-річний професор…

  • Дєлают нас вмєстє...

    Людмила Воробьева 5 ч. · Аварія, винуватцем якої став нардеп-слуга Олександр Трухін, розслідуватись не буде…

  • И опять Таня Адамс

    Tanya Adams Привет, камрады. Следующие две недели я переквалифицируюсь в travel-блогера и в политоту заглядывать не буду ваще, а сегодня новостей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments