emiliozk (emiliozk) wrote,
emiliozk
emiliozk

Categories:

Интересный обзор арабо-израильских проблем в свете резонансного голосования в СБ ООН

Ихлов Евгений
12 ч
ГОРЧИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ

Довольно проходная резолюция Совбеза ООН, напомнившая Израилю о границах на 4 июня 1967 года, и, тем самым, о нелегитимности строительства ирасширения поселений на бывших иорданских владениях на Западном берегу Иордана [древний Ханнаан, а древняя Перея - это территории восточнее «великой еврейской реки», глубину которой легендарный Дитмар Эльяшевич Розенталь эпически обозначил как «по х***»], вызвала в правящей израильской коалиции полноценную истерию.

Чтобы не было впечатления о национальном консенсусе, отмечу, что знаменитый БАГАЦ (Верховный суд справедливости) периодически признают незаконным любое строительство - поселений или заградительной стены - если оно нарушает частную собственность арабов на эти участки, а центристская оппозиция назвала последние действия Натаньягу признаками «сумасшествия» [но уважающей себя оппозиции - любое лыко в строку, лишь бы требовать отставки правительства и перевыборов].

Основоположник христианства расписывал массу чудесных возможностей тех, кто имеет «веру хоть с горчичное зерно». [Конечно, имелась в виду минимальная древнееврейская единица веса - 1 хардаль = 0,000707 г]

При обсуждении резолюции о поселениях в Совбезе ООН представитель Израиля чеканно ответствовал: «Иерусалим - вечная столица Израиля»... ну и дальше в том смысле, что а вам бы понравилось, если бы кто-нибудь запрещал вам строить в свой столице... Но вот последнее - как-то смазало эффект первой фразы. Есть вечная столица - и всё.
А границы оной - по контуру муниципального образования на сей день. Это ведь как считать, что возвышенные слова о первопрестольной поэтов XIX века относятся к нынешней собянинской вотчине, простирающейся с лёгкой руки третьего президента России аж до Калужской области...

Но вот вера то где! Тут уже и поболе горчичного зерна, тут уже приблизительно перечное. Смиритесь перед вечностью, дипломатишки!

Ведь ни один чуркин, даже в дуэте с захаровой не рискнул бы так сказать при обсуждении принадлежности Крыма, не рискнул козырять путинской формулой - Херсонес - это Храмовая гора для русских. Только лепет о волеизъявлении на референдуме да совершенно дикая теория лаврова о том, что при «нелегитимной» смене власти государство якобы теряет право на суверенитет и неприкосновенность границ...

Но с точки зрения права ситуация с гипотетической арабо-израильской границей перепутана до невозможности.

Прежде всего, нет никаких «границ 4 июня 1967 года», а есть границы раздела Британской Подмандатной Палестины, установленные Ген. Ассамблеей ООН резолюцией от 29 ноября 1947 года, границы оной с Египтом, Ливаном, Сирией и Хашимитским королевством Трансиордания, определённые в Версале в 1919 году и иными соглашениями Британии, и есть линии прекращения огня по итогам переговоров на Крите в 1949 году между Израилем и напавшими на него в мае 1948 года арабскими соседями.

Трансиордания, оккупировавшая в 1948 году Западный берег (и тут, аннексировав его, избавилась от несерьёзной приставки Транс), отказалась от него в 1974 году в пользу Организации Освобождения Палестины (ООП), у которой тогда была репутация закоренело-террористической, и кою иорданские войска вышвырнули из страны в «чёрный сентябрь» 1971 года. [Тогда ещё не догадывались, что превращение бывшего террориста в коррумпированного чиновника куда более надёжный способ уничтожения терроризма, нежели ковровые бомбардировки вакуумными бомбами]. ООН тогда же признала ООП будущего нобелевского лауреата Ясира Арафата «единственным законным представителем палестинского народа».

Через 20 лет Иордания заключила мир с Израилем, самоограничившись той самой рекой, омывающей лишь плавки наглого студента филологического факультета МГУ... Тогда же были заключены соглашения «Осло-1» и «Осло-2» (за них Ясир Арафат, Шимон Перес и Ихцак Рабин получили Нобелевские премии мира, а Рабин потом убит).

Таким образом, организации покойного Арафата - «Фатху» была подарена вся территория «Сектора Газы», оккупированного Египтом по соглашениям 1949 года, оккупированный Израилем в 1967 году и не взятый Египтом обратно при заключении Кемп-Дэвидского мира в 1979 (за него Джимми Картер, Менахем Бегини Анвар Садат стали лауреатами Нобелевской премии мира, а Садат потом убит), и около половины территории Западного берега, хотя и в виде мозаики - Израиль сохранил контроль над долиной Иордана (стратегический рубеж) и коммуникациями между арабскими анклавами. Вот этот «Фатхаленд-2» [«Фатхалендом» с 1972 года называли Юг Ливана, откуда через 10 лет войска Нобелевского лауреата Бегина выбили формирования будущего Нобелевского лауреата Арафата, причём за двухмесячной осадой Западного Бейрута мир следил также как за годичной осадой Восточного Алеппо] стал Палестинской Национальной Автономией.

Причём, слоистой - кроме зоны С (полный израильский контроль) в состав ПНА не вошедшей, есть ещё зоны А (почти полный внутренний суверенитет палестинцев) и зона B (частичный внутренний суверенитет палестинцев). Не очень понятно, чей автономией является ПНА - согласно логике - Израиля, но Израиль унитарное государство, и нельзя быть автономией, не будучи частью государства... Но ПНА и не международная автономия - ООН, не Лига Наций и территорий, управляемых ООН нет (у Лиги Наций были - Данциг, например).

К этому времени кнессет дважды объявлял Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля, причём в городских границах, определяемых муниципалитетом...

За минувшие 49 лет не только вернулось в Старый город (Восточный Иерусалим) бежавшее в 1948 году еврейское население, но и сам он оказался окружён новыми еврейскими районами.
А за полосой арабских земель ещё и расположились то, что в Израиле называют крупные поселенческие блоки...

К этому «слоёному пирогу» надо приложить, что согласно опросам значительное число арабов Восточного Иерусалима хотят иметь израильское гражданство, три тысячи имеют, а лишение его (в связи с многолетнем проживанием в других странах) воспринимают как репрессии.

Таким образом, между полноводным Иорданом и пляжами Средиземного моря есть только одно формальное разграничение - «зелёная линия» 1949 года, которая никем не признаётся как окончательная государственная граница.

Формально же определённая ООН граница была стёрта с лица земли решениями Амана и Каира прибрать к рукам земли, определённые под Арабское государство в Палестине и под особую нейтральную международную зону Иерусалима.

Поскольку Западный берег реки Иордана согласно Библии - это исторические области Иудея (территория колен Иегуды и Биньомина) и Самария (Шомрон) - юго-западная часть отпавшего от Иерусалима в 9 веке до н.э. царства Израильского (территория остальных 10 колен), то как сакральные эти земли - обетованы еврейскому народу. На этом основании с 1968 года в Иудеи и Самарии, включая новые районы и пригороды Восточного Иерусалима [для его старой части у арабов не менее сакральное название Аль-Кудс] появилось свыше полумиллиона евреев, из них полтораста тысяч - в поселенческих анклавах. Среди полутора миллионов арабов.

Положение усугубляется тем, что кроме централизованном при господдержке заселении идёт частное, инициативное, причём, на землях, имеющих оформленную принадлежность - иорданскими, британскими и даже турецкими документами.

Продавать их арабы не рвутся (тут кара коллаборционисту - одна), зато обожают обращаться в израильские суды, кои стоя на защите принципа священной частной собственности, арабские иски сплошь и рядом удовлетворяют.
А значит властям Израиля приходится с самостроем бороться. Тем более, что оснований конфисковывать - по соображениям безопасности - эти участки нет совершенно: пара десятков вагончиков или сборных домиков на холме среди арабских деревень - это никакой не оборонительный форпост, но готовые заложники, для прикрытия и снабжения которых надо будет отвлекать армию.

И возникает феерическая коллизия между краеугольным камнем западной цивилизации - нерушимостью частной собственности и международным правом, запрещающим изменение демографической ситуации со стороны оккупирующей державы, с одной стороны, и сакральным долгом еврея осваивать области Земли Обетованной - Иудею и Самарию. При одновременном манифестировании Израилем своей защиты рубежей Западной Цивилизации в «борьбе с варварством».

Итак, вот итоговая картина. Между Рекой и Морем находятся 5,5 миллионов евреев, каждый десятый из которых - «нелегитимный поселенец».
В Израиле - полтора миллиона граждан-арабов, включая часть населения аннексированного Восточного Иерусалима.
В Газе - полтора миллиона арабов живёт под властью военно-террористической диктатуры ХАМАС.
На Западной берегу - ещё полтора миллиона арабов - подданные либеральной [помните, что я говорил о самом радикальном средстве борьбы с экстремизмом] администрации Рамаллы (Фатхаленда-2).

И не одной настоящей границы, кроме зависшей в пустоте демаркационной линии израильско-иорданского перемирия июля 1949 года. Вопрос мог бы решиться созданием конфедерации, причём с передачей арабской области арабских ареалов «северного» и «южного треугольников» между Нетанией и Хайфой, хотя израильские арабы категорически не хотят переходить в ПНА.

Однако на пути этого стоят три идеологические преграды - необходимость для арабов согласится на легитимизацию основных поселенческих блоков и на отказ от декларативного лозунга о праве беженцев 1948-49 годов на возвращение на территорию Израиля (не 90-летних, всех их миллионов потомков), на участки, которые были покинуты - это средиземноморское побережье и север Галилеи преимущественно, но и отказ евреев от большей части Иудеи и Самарии с признанием того, что отныне - это арабская страна навсегда. Поскольку такой вариант - наиболее рационален и требует лишь расставания с мифологией, то именно поэтому он и не будет реализован никогда.

В завершении - выдержки из моей статьи «Луза для Сиона», приуроченной 119-ой годовщине Первого Базельского конгресса сионистов и 49-ой годовщине временного превращения Израиля в империю:

«Козлёночек за два зуза»: о неистощимости арабо-израильского конфликта

Арабо-израильский конфликт почти не разрешим, поскольку имеет двойную – геополитическую и символическую природу.

В такого рода конфликтах издержки геополитической, т.е. реальной, конфронтации, которые должны стимулировать поиск компромисса, только повышают стоимость (сакрализируют) конфронтацию символическую, делая её от этого только более желанной.

Израилю сильно не повезло - к моменту завершения Войны за независимость зимой-летом 1949 года, сопровождающейся многотысячными потоками арабских беженцев (хотя многие из них, условно говоря, первоначально перебирались не далее чем из Кунцево в Алтуфьево) и появлением линий окопов и колючки посреди «дедовых полей», проведение границ там, где удобно, «территориальное наказание» проигравшего и ликвидация этно-демографической «чересполосицы» путём принудительного изгнания или обмена миллионов беженцев и переселенцев было нормой. И не только в Европе, где Сталин организовал самое грандиозное с 4 века н.э. переселение народов, но и при распаде Британской Индии.
В конце концов, масштаб трагедии судетских немцев (ещё при правлении в Праге «промежуточно-демократического» режима) трагедию палестинцев превышал многократно. Что уж говорить об участи мусульман Индостана, проживающих в 1947 году восточнее «линии лорда Маунтбэтона»!
Махатму Ганди пристрелили прямо на молитве только за возражения против их поголовного истребления…

Поэтому в Израиле, в свою очередь принявшем сотни тысяч евреев из арабских стран, и решившем, что вопрос исчерпан обменом населения, подобно греко-турецкому, индо-пакистанскому и польско-украинскому конфликтам, совершенно не поняли, как совершенно периферийный вопрос беженцев за четверть века стал осью ближневосточного конфликта.

Однако те в ООН, кто проголосовал за раздел Палестины (отчётливо понимая, что это не только удар по Британии, но и война), и теперь пытался успокоить свою политическую совесть, а также те, кто был крайне раздосадован итоговой израильской победой, создали такую систему помощи палестинских беженцев, которая в итоге на 3 поколения привязала их к беженским лагерям, которые давно уже превратились в многочисленные каменные города. Так спустя 20 лет программа вэлфера искусственно привязала бедняков к трущобам и вынудила их замораживать неполность семьи (культивировать безотцовщину)...

<…> Но вернёмся к нашим арабо-израильским «баранам».
Прежде всего, отметим, почему власти ПНА всё время в качестве фона требуют передачи им большей части Восточного (бывшего Иорданского) сектора Иерусалима.

Административно и политически получение «Аль-Кудса» означало бы для рамаллахских заправил полнейшую катастрофу: острейшие коммунальные проблемы по местным масштабам мегаполиса, обеспечение безопасности миллионов туристов, улаживание непрерывных склок вокруг христианских святынь и главное – превращение обоих сионских Мечетей в бастион фундаментализма.

Но поскольку обе части ПНА финансово-экономически несостоятельны, то обладание Аль-Кудсом радикально меняет статус Фалестын – теперь получение спонсорской помощи уже не унизительное клянчание подачек, но величественное принятие пожертвований хранителям великих святынь ислама.

В том же символическом ряду стоит демагогическое требование к Израилю признать право потомков всех беженцев 1948 и 1967 годов вернуться на ставшую еврейским государством территорию – с правом ещё раз самоопределиться (что означает лишение Израиля Галилеи, иерусалимского «коридора» и Яффы).

Ядерное государство Израиль на такое не пойдёт никогда.

Но пусть тогда «проклятые яхуды» заплатят компенсацию каждому арабскому роду за отказ от «права на возвращение» и признают свою «историческое преступление»…

Очевидно, что пока всё израильско-палестинское урегулирование будет означать неминуемое движение к этим двум требованиям, оно будет рушиться в самый последний момент. И это при том, что объективно администрация «восточной ПНА» уже лет 10, как военно-политический союзник Израиля в борьбе с «политическим исламизмом», в т.ч. в борьбе с «западной ПНА» (проиранской Газой).

Поэтому лучший способ переговоров – это их отсутствие, бесконечная «проклятая неопределённость», как у мужа, который регулярно подглядывал в окно за приглашающей любовника женой, но из-за того, что раздевшись, они гасили в спальне торшер, так и не понимающего чем же всё опять кончилось…

Но обратимся к другой стороне. Представим себе в результате эпической арабо-израильской битвы, вроде постоянно предвкушаемой Сатановским и новым министром обороны Либерманом, арабы в ужасе покинули Иерусалим с окрестностями, как сирийцы Пальмиру…
Сошедшее с ума израильское руководство заявляет, что малейшие попытки сопротивления завершаться атомным грибом над Каабой и отдаёт приказ восстановить Третий Храм.

И вот тут Израиль ждёт полнейшая социальная катастрофа. Немедленно после обряда освещения Святая святых потомками коэнов, умытых водой с пеплом красной коровы, израильское общество должно будет разделиться на три сословия: коэны (священники), левиты (храмовые служки) и исраэль (простолюдины).

Легитимно править страной сможет только царь – потомок царя Давида «и всей кротости его». Секулярные евреи, а также прихожане консервативных и реформистских синагог теряют гражданские права. Вместо законов начинает действовать Галаха: восстанавливается публичная смертная казнь, в т.ч. для геев и атеистов, и телесные наказания за внебрачный секс.
В общем, такой Иран… В Израиле очень многие такого не хотят, и в случае полномасштабной реализации воспримут как почти такую же катастрофу, как, допустим, вход танковых колонн Хезболлы в Тель-Авив… А в случае отказа признать «галахическую» реальность страну ждёт гражданская война, прообразом которой стала гражданская конфронтация 2004 года – при ликвидации еврейских поселений в Газе.

Но окончательно сделать такую перспективу невозможной можно, лишь передав владения Вакфа (общинный Совет мечетей) под юрисдикцию ПНА. Однако сиё будет означать окончательное отречение евреев от Храмовой горы, от сердца Сиона - скалы Мориа, а ведь обретение Святая святых, это – 18-вековая основа еврейской идентичности.

Согласно преданию, оттуда, из руин пылающего Храма, штурмуемого римскими войсками под командованием крон-принца и стоика Тита Веспасиана [да сотрётся имя] и легата Александера – племянника знаменитого философа Филона Иудея, последний первосвященник (простой каменщик, выбранный еврейскими «якобинцами» за праведность), в августе 70 г. н.э. отдал спустившейся с Неба Руке ключ от Храма. Но по другому преданию, именно в это место ударил копытом скакун Барак, унося на Небо своего знаменитого всадника.

Таким образом, любое рациональное разрешение иерусалимского кризиса с одной стороны разобьёт сердце проигравших, хотя с другой, возможно, что тайно их утешит…

<...> Остался только торчащий как гвоздь в троне вопрос о поселениях.

В конце сороковых – начале шестидесятых обладание форпостами в виде скопления каменных домов с вооруженными жителями было очень ценным тактическим преимуществом. При стиле сражений той эпохи - в виде столкновения пеших винтовочных армий (в октябре 1956, в боях за Синай, для израильских солдат было высшей доблестью выбить египтян из укреплений штыковой атакой, ещё до подхода бронетехники)…

До середины семидесятых поселения, при ожидаемом тогда варианте войны в виде вторжения через Иордан объединённого иракско-иорданско-саудовского войска, могли пусть и частично, но стать опорой для оборонительных позиций израильской армии…

При теперешнем маневрировании массированных механизированных сил и применении систем залпового огня, разбросанные в шахматном порядке к востоку от «зелёной линии» 1949 года еврейские поселения, обнесённые извивающимися стенами, скорее обуза, чем полезная полоса укрепленного предполья. В антитеррористической (контрпартизанской) войне, чем больше у тебя периметр обороны, тем более ты уязвим. Урбанизированный клин Маал-Адумима стал бы великолепным подспорьем для рассечения иорданских позиций в июне 1967 года, но представьте себе его в роли осаждённого Алеппо или Хомса?!

Представим себе, что Ариэль Шарон не ликвидировал поселения в Газе (они занимали треть территории Сектора). Если сейчас для уязвления Израиля ХАМАСу всё-таки требуются какие-никакие, а ракеты, то для обстрела внутрисекторных киббуцев и городков хватило бы самодельных миномётов и снайперов. Для защиты внутри периметров пришлось бы постоянно держать гарнизоны и технику. Поэтому вместо плантаций и ферм поселения превратились бы в лабиринты блиндажей и танковых капониров (открыто стоящая бронетехника – идеальная мишень).

Здесь надо еще раз сказать о смене легитимации еврейского государства в Ханаане, поскольку каждый раз его изменение радикально меняло и сущность конфликта.

Когда Теодор Герцль просил об («огражденном публичном правом») убежище для евреев 19 веков хронически больной антисемитизмом Европы, он претендовал на какое-нибудь «неудобье». Но уж не совсем неудобье-неудобье: пляж, порт, озеро, речка, горы, долы, известные туробъекты…

А почему – Ханаан? Потому что в каждой семье, каждом классе, каждой больничной палате и в каждом гостиничном номере Северной Европы и англосаксонского мира была книжка, где все эти абрамы, сары, давиды, моисеи, лии, исааки, ревекки, натаны, марии, яковы, соломоны и вениамины с зебулонами жили именно в Ханаане… и в книжках были карты и рисунки - с этой самой речкой, озером, горой и пляжем, и с туробъектами – ещё целыми-невредимыми.

Но деликатный Герцль ещё и добавил «возможны варианты». И вот британцы стали предлагать «манёвренный фонд» - хотите, пока засуним вас в нашу синайскую пустыню: ну, типа, вы ещё топаете за своим Моисеем… Или – вот: Уганда. Будете пугать на заре львов, носорогов и масаев хоровым исполнением своего хита тысячелетия: «Шма, Исраэль». Тут от видения субтропического национального парка «for jews» Герцль стал прогибаться… [через ¾ столетия Уганда ещё раз – напоследок – полыхнёт в еврейской судьбе рейдом на Энтеббе]

Но восстали делегаты из России, устроив хоровое исполнение цитат из другого хита: «На реках Вавилонских»: «Аще я забуду тебя, Иерусалим…», с грохотом покинули это сионистское сборище. Они были социалисты, республиканцы, атеисты и антиклерикалы, но эманации Святой Руси заставляли их думать исключительно в категориях бескомпромиссности «духовных скреп»… Остальные делегаты вспомнили третий хит – неформальный гимн вставшей с колен Италии - арию иудейских рабов из оперы Верди «Навуходоносор»: «Мы улетим на золотых крыльях мечты…».

Герцль получил такой афронт, что вскоре умер, поняв подлинный смысл библейского выражения «народ жестоковыйный»…

Но мечта его не умерла. Разбив с огромными потерями турок, британцы решили вкусить заслуженные плоды… Бестселлер с картами был и в каждой штабной палатке. И там был рисунок границ царства Давида и Соломона. Вот, сказали гордые бритты, «Эврика!». И добавили: Британия – рулит! Это всё мы берём… Не корысти ради, а для добрых людей – несчастных додиков, шмуликов, мойш горемычных… Но для приличия подсунули хабар пахану – президенту Вильсону: может желаете, чисто для обустройства ициков, генехов, хаимов?
Великий либерал вспомнил улицы родного Нью-Йорка и подумал, что хорошего – не до смерти…
Нет, нет, мистер Ллойд-Джордж, только после Вас, я лучше уставом Лигой наций займусь…
Ну, была бы честь предложена…

Версаль радостно наложил на библейскую иллюстрацию резолюцию: «считать Британской Подмандатной Палестиной».

Но тут к англичанам пришёл хашемитский бедуинский шейх: а у ваших «яхудов» морда не треснет? Мы когда на стрелке забивались турок мочить, какой базар был, а сейчас простой араб в пролёте?

Да, согласились в Лондоне, правильные пацаны должны за базар отвечать, бери, о, славный шейх, всё до Иордана, но раз взял – помни, под кем ходишь отныне… И, действительно, ведь у этих абраш морда треснет… Да, кстати, абраши, геть сюда – это для вас, королевское слово - не воробей… Не, не, не, обрадовались – Иудея – нерезиновая…

Итак, первая легитимация еврейского государства – страна-убежище, избранная по историческим ассоциациям. Поэтому конфликт с арабскими соседями – исключительно военно-стратегический – получить границы поудобней, да постараться обеспечить демографическую консолидацию. Границы определяем, как для Польши, когда Чёрчилль и Сталин на ресторанной салфетке в Потсдаме спички двигали, а потом на той же бумажке проценты влияния на страны считали – Польша 8:2, Чехия 7:3, Югославия 50:50…

Потом случился июнь 1967: Гром победы раздавайся, веселися, храбрый ид! В руках у евреев – Земля, Обетованная Ангелом Иакову, прозванным за драку с ним Исраэлем. Теперь это поединок за то, чей бог на букву Алеф круче… Возможно, единственное, что остановило объявление Страной Израиля всех прииорданских приобретений – древних Иудеи и Самарии, это соображение, что получившие израильские паспорта арабы через поколение демократическим путём переименуют Эрец Исраэль в Фалестынскую Арабскую (потом – Исламскую) республику… А поступить, как сделали свободолюбивые прибалты, и раздать арабам «паспорта неграждан» - на это не хватило фантазии у самых ярых сионистов.

Прошло ещё поколение, и битву сакральностей сменил Конфликт цивилизаций, а Каир и Амман стали более близкими союзниками Тель-Авива, чем Вашингтон.

Поскольку конфликт дважды сменил свою сущность, то теперь развитие поселений – это не создание форпостов в лобовом военном противостоянии двух наций, и не физическое подтверждение права на библейские земли (передача части «сакральных» земель Иудеи и Самарии, начиная с Иерихона, администрации арафатовского ФАТХа ознаменовало очевидный отказ от концепции «реализации Обетованности» в качестве легитимации еврейского освоения западноиорданских владений Хамешитов), но такое наказание за терроризм: мол, запомните, чем больше нападений – тем решительней наш натиск.

Арабские деревни и города внутри Израиля – морально-политически чужеродное тело, так получите еврейские фермы, посёлки и города – на Территориях…

Этнически-территориальный конфликт за половину бывшей британской колонии превращён в столкновение цивилизаций.

А для такого столкновения характерна попытка освоения пространства противника, легитимируемое только через силу. Идея интеграции палестинцев в израильскую цивилизацию через вестернизацию, последним романтиком которой был Моше Даян, полностью отброшена. А чтобы не так жаль было просто исторгать из Эрец Исраэль арабский анклав в Галилее, лучше обменять его на присоединение еврейских анклавов.
Только пара вопросов. Как законно лишить тысяч сто арабов их израильских паспортов, дающих возможность пользоваться лучшей в регионе демократией, медициной и школой? Как передать свою территорию новоиспечённой Палестинской Арабской (Исламской) республике, не признавая её (и как признать её, объявившей своей столицей Аль-Кудс, но совершенно не рвущейся заполучить массу избалованных парламентаризмом арабоязычных израильтян)?

И ещё один важный момент – замена первоначального смысла действия. Разгромив арабские армии в июне 1967, правящие израильские социал-милитаристы, для которых любая чужая территория – лишь стратегическое предполье, тут же предложили всё вернуть в обмен на мир. Это означало для арабов полный отказ от символического наполнения конфликта, включая признания Израиля не западным колониальным проектом, но ещё одним левантийским государством… Только более состоятельным и развитым… Что стало бы вечным укором собственной отсталости…

Впрочем, разгромленным арабским социалистам и обескураженным арабским монархистам очень помог закон об объединении Иерусалима. У конфликта появилось религиозно-историческое измерение. Скандировать «сбросить «яхудов» в море» – это хорошо в Багдаде, в Дамаске и Каире… На сессии Генассамблеи ООН или в ЮНЕСКО так нельзя, но можно о покушении на исконно-арабский Аль-Кудс и святыни ислама...

Когда в июне 1967 года генералы Даян, Ландау и Йоффе вышли на берег Суэцкого канала («на высокий берег, на крутой»), то цель контроля над Синаем было для них самоочевидна. Создаём полевую линию обороны на берегу и хорошенько укрепляем перевалы Миттла и Гидди в тылу. Прогрызать эту оборону египетская армия будет сутки, а то и двое.

За это время мы завершаем мобилизацию и развёртывание войск, которые, как в том же 1967 году, встречают египетские колонны на марше и разносят вдребезги пополам.

Но через полтора года Египет навязывает Израилю Войну на истощение. Линия блиндажей на Восточном берегу Канала набухает кровью защитников и неизбежно сакрализируется. Потом на Синае начинают нефтедобычу в свою пользу.

Хорошо, что на горе Синай стоит монастырь святой Екатерины и нельзя построить синагогу на месте обретения Скрижалей Завета. Потом появляется поселение. И вот – «Синай-наш», и Израиль стал настолько Великим, что уже виден из космоса. Хорошо, что под мощнейшим давлением Вашингтона Менахем Бегин решил, что союз с Каиром важнее огромной песочницы. Тем более что ему был нужен гарантированный тыл для финальной разборки с Арафатом и Асадом-старшим.

Когда в 1989 году из СССР, а потом СНГ ломанул миллион евреев, то далеко не все дорвались до США и ФРГ. Части Алии, особенно нестоличной: украинской, молдавской, бакинской, бухарской, уральской, поволжской – удалось достичь Святой Земли. А там – жесточайший квартирный кризис. У израильских властей появляется смелая мысль построить много картонных, но очень похожих на подмосковные дачные, домов и рассовать в них «понаехавших-тут». Понаехавшие стали «омегами». Из СССР они привезли здоровый национализм эпохи разбегания империи по «национальным квартирам».

И тут – роскошный выход. Куда более нормальное жильё и куда более романтический статус получает согласившийся жить в поселении на Территориях. Бывшие советские люди главенство квартирного вопроса знают отлично и чётко соображают: мы получаем дома и квартиры в поселениях, а так же работу… (через пару-тройку лет – уже ясно – эти чёртовы леваки «отдают нашу землю арабам» и мы получаем нормальную компенсацию и возможность в качестве «жертв распродажи родины» переселиться в нормальные цивилизованные районы).

Но тут убивают Ицхака Рабина. Натаньягу же только расширяет поселения. Эвакуируют лишь Газу. И сотни (а не десятки, как еще недавно) тысяч, решивших, условно говоря, вместо постройки времянки на 6 сотках, перекантоваться в «резервном фонде» в ожидании нормальной квартиры от исполкома, становятся мощной и электорально-политически влиятельной силой, населяющей уже значительные агломерации с собственной героической идентичностью обитателей фронтира.

Да ещё и в эпоху эсхатологической битве цивилизаций. И они рожают детей, им нужна социнфраструктура, рабочие места – дороги небезопасны, не наездишься... Поэтому Белый дом и Небоскреб на Ист-ривер могут пойти и дружно повеситься – поселения будут расширяться. Тем более что ведь это расширяется пространство культуры, отодвигая зону варварства. Потом надо поддержать Путина, чтобы он осадил Обаму, требующего соблюдать какие-то права человека и поддержавшего арабские революции (а как хорошо эти диктаторы «их всех» держали в кулаке). А потом-потом будет неизбежная война цивилизаций и все арабы куда-то денутся… И можно будет жить-поживать и добро наживать…

Глядя из июня 1967 года, Израиль одержал феерическую победу. Аравийские монархии, Египет и даже ФАТХ – его союзники. Багдад и Дамаск – в ауте. В регионе нет ни единой страны, способной даже подумать о конфронтации с Израилем, тем более о создании антиизраильской коалиции. Постреволюционный Иран поглощен не подготовкой Армагеддона во имя освобождения Аль-Кудса, но вышибанием Эрэфии из её уютного гнёздышка с-понтом-основного европейского газгольдера, а Эр-Риада – главной мировой бензоколонки.

Таким образом, грандиозная ближневосточная война, вспыхнувшая в декабре 1947 года иерусалимской блокадой, через шесть десятилетий завершилась, растекшись на внутриарабские войны, и иногда выплёскиваясь совершенно ничтожными по старым временам вылазками из Газы и с Юга Ливана. Ведь травмировавший израильское общество и прикончивший левую идею в Израиле ракетный поток с Юга Ливана июля 2006 года и близко не может быть сравним с танковыми мясорубками на Голанах или у Суэца. А жуткая эпидемия бомбизма свелась к нападению с ножами…
Но при этом появилось столько новых переменных, что совершенно непонятно как вырулить из исторического тупика, к которому привело триумфальное шествие от победы к победе…»

Subscribe

  • Суд над Стерненко: что нужно срочно понять Зеленскому

    Сергей Высоцкий После приговора одесскому проукраинскому активисту Сергею Стерненко все мы стали свидетелями беспрецедентных протестов по всей…

  • Подоляк

    Печерский холм ​​ 🏛️Как и следовало ожидать, после вчерашнего состязания в борьбе без правил между полицией и сторонниками Стерненко, власть…

  • З вогнем грають

    Валерій Прозапас 33 мин. · Пам'ятаєте як учасників акцій "Ні капітуляції!" представники влади…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments